От глины до изящной тарелки

Путешествие от первичных материалов до готовых фарфоровых шедевров

Содержание

Выбор материалов

Качество фарфоровых изделий напрямую зависит от сырья. Основой для фарфора служит специальная смесь, включающая каолин, полевой шпат и кварц. Каолин придает изделиям белизну и прозрачность, полевой шпат – прочность, а кварц – твердость.

Перед началом производства сырье тщательно очищается от примесей, затем взвешивается и смешивается в строго определенных пропорциях. После чего добавляется вода, и смесь перемалывается до состояния однородной массы – фарфорового теста.

Готовое тесто должно обладать оптимальными пластичными свойствами, чтобы из него можно было формовать изделия самых разнообразных форм.

Процесс формования

Формование изделий из фарфоровой массы может производиться различными способами. Выбор метода зависит от сложности изделия и требуемых характеристик.

  • Гончарный круг. Используется для создания круглых форм, таких как чашки, тарелки, вазы. Этот метод требует высокой мастерской квалификации и позволяет создавать уникальные изделия.
  • Литьё в гипсовые формы. Подходит для сложных и мелкодетализированных изделий. Фарфоровая масса заливается в гипсовую форму, которая впитывает влагу, обеспечивая формирование тонкостенных предметов с высокой точностью.
  • Прессование. Идеально подходит для производства изделий большой партии, таких как тарелки или блюдца. Прессование позволяет быстро и эффективно формировать предметы стандартных форм.
  • Ручная лепка. Применяется для создания уникальных и авторских предметов. Этот метод требует особой тщательности и художественного вкуса, позволяя воплощать в жизнь самые необычные идеи.

Каждый из этих методов имеет свои особенности и применяется в зависимости от конечной цели производства, позволяя создавать изделия различной формы и назначения.

После формования изделия подсушиваются, чтобы удалить лишнюю влагу. Затем каждый предмет вручную обрабатывается: удаляются швы от форм, корректируются формы и убираются мелкие дефекты.

Далее фарфор проходит первый обжиг, который называется бисквитным. При температуре около 900 градусов Цельсия фарфоровая масса становится прочной, но остается пористой, готовой к глазурованию.

Глазурование и декорирование

Глазурование придает изделию гладкость, блеск и водонепроницаемость. Глазурь наносится на поверхность изделия погружением, распылением или кистью.

Декорирование фарфора может включать роспись, нанесение деколей, золочение и другие техники. Роспись по неглазурованному фарфору требует особого мастерства, поскольку краски впитываются и расплываются по пористой поверхности.

После декорирования изделия проходят второй обжиг, который фиксирует глазурь и узоры на поверхности, делая их неизменными.

Обжиг

Обжиг – это ключевой этап в производстве фарфора, влияющий на его качество и внешний вид. Второй обжиг, или глазуровочный, проводится при температуре свыше 1300 градусов Цельсия.

В процессе обжига происходит полное спекание фарфоровой массы, что придает изделиям окончательную прочность и блеск. Глазурь плавится, образуя на поверхности изделия стекловидный слой.

Температурный режим и продолжительность обжига строго контролируются, чтобы гарантировать равномерное спекание и избежать деформации изделий.

Таблица этапов производства фарфора

Этап Описание
Подготовка сырья Выбор и смешивание материалов для фарфорового теста
Формование Создание формы изделия на гончарном круге, литьем или прессованием
Бисквитный обжиг Первичный обжиг для придания прочности
Глазурование и декорирование Нанесение глазури и декоративных элементов
Глазуровочный обжиг Вторичный обжиг для фиксации глазури и узоров

Автор: Екатерина Лыжина